Духовная пища и Материальная пища

Экологическая философия

1. Общее понятие об экологии.

Раздел экологической философии является одной из самых молодых направлений в общем курсе философии.

К концу ХХ - го века становится актуальной проблема загрязнения окружающей среды и угроза жизни всего живого на земле. Такая проблема кроется в неосознанности человека своего бытия и неразвитости экологического сознания. В комплексе глобальных проблем человечества экология перестала быть только биологической наукой, изучающей взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой. Сегодня термин экология несет духовную нагруженность и под этим понимается: чистота мыслей, чистота взаимоотношений, благоприятность развития связей, внутренняя умиротворенность человека и т.п. В связи с этим появляются такие новые направления как экологическая политика, экологическое право, социальная экология, экологическая психология, экология человека и т.п., все это постепенно находит свое специфическое отражение и в философии, в ее особом разделе - экологической философии.

Философским аспектом в экологических отношениях следует рассматривать сферу гармонизации человека с окружающей его средой. Под окружающей средой может пониматься:

1) космическая среда,

2) природная (земная) среда,

3) социальная среда.

Выявляя экологические отношения между человеком и миром каждую среду можно рассматривать как отдельно, так и в совокупности, все зависит от особенностей рассматриваемой проблемы. Необходимо так же учитывать как материальную сторону, так и духовную сторону человека. Более подробно проблема экологии рассматривалась в первой главе моей диссертации: "Проблема социальных и личностных ситуаций в экологической философии". При желании можно посмотреть по ссылке. Здесь я только затрону общие принципы и основные особенности экологической философии.

В качестве эко-философских принципов можно выделить следующие:

1) Принцип целостности и единства мира. Целостность и единство можно рассматривать как с физической стороны, т.е. физико-химическое единство всех веществ в природе, так и с духовной стороны - духовное единение с Миром, Абсолютом, Универсумом, с Богом (в понимании верующих).

2) Принцип обменных процессов (круговорот в системе), ведущих к целостности и единству системы, может также рассматриваться с материальной стороны (обмен энергии, вещества) и духовной стороны (обмен информации).

3) Принцип адаптивности (способность меняться) может быть применим, как в биологической, так и в социальной сфере. В биологической сфере - это естественный отбор. В социальной сфере адаптация включает в себя процесс взаимодействия личности или социальной группы с внешней социальной средой, которая достигается в результате усвоения норм, правил и ценностей общества. При этом необходимо учитывать, что нормы, правила и ценности меняются в зависимости от степени индустриализации общества. Применительно к экологической философии адаптация рассматривается как процесс приспособления человека и общества к комплексу воздействий· внешней среды. Под комплексом воздействия внешней среды понимаются· различные системы (природная среда, географическая среда, социальная среда, космос - каждая со своими системами и подсистемами), влияющие на человека с различной степенью интенсивности. В результате из-за комплекса внешних воздействий происходит внутренняя и внешняя трансформация человека, как с внешней - материальной· стороны (как биологического вида), так и с внутренней - духовной стороны (как социообъект).

4) Законченным процессом адаптации объекта к среде в экологической философии понимается принцип гармонизации. Гармонизация, также как и адаптация, имеет внешние и внутренние свойства. Под внешним свойством понимается форма объекта, т.е. соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое, придание этому эстетической значимости (об этом еще упоминал Пифагор). За внутреннее свойство берется внутренний мир человека - его психика, сознание, мировоззрение, наполненный этическо-эстетической содержательностью. Такой принцип учитывается, в основном, в восточно-философских школах, использующих за основу знания такие религиозные учения как буддизм, даосизм, индуизм и т.д., провозглашающие жить в мире гармонично. Но гармоничных отношений с миром можно достичь лишь тогда, когда обрел гармонию внутри себя. Отсюда возникает не менее важный аспект в экологической философии - это определенное отношение человека к внешней среде (социальной или природной), направленное на установление взаимоконтакта. Такое взаимоотношение нашло применение в психологии и определилось как экологическая психология.

Принцип гармонизации в психологии и социологии называется самоидентификацией личности. Самоидентификация - это процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с группой, образцом кого или чего-либо. С философской стороны за образец можно принять мир в целом, т.е. бытие.

В области экологической философии выделяются две стороны.

Первая сторона - в рамках экологической философии необходимо экологическую проблему рассматривать с позиции мировоззренческого и методологического подходов, выявляющих общие универсальные свойства процессов и явлений во взаимоотношениях "человек - природа", что отражается в категориальной системе философского знания.

Вторая сторона - рассмотрение экологической проблемы в аспекте гармонизации человека и природы, при этом, гармонизация оценивается как в материальном, так и в духовном плане.

Учет материальной стороны предполагает:

1) принцип целостности и единства (физико-химическое единство);

2) принцип обменных процессов (круговорот в системе) ведущих к целостности и единству системы;

3) принцип физической равновесности системы - как условие существования объекта бытия;

4) принцип физической адаптации объекта в системе бытия.

Учет духовной стороны гармонизации предполагает:

1) принцип единства экологического сознательного и бессознательного;

2) принцип духовно-психологической адаптации объекта в системе бытия;

3) принцип этико-эстетической гармонизации, как высшее свойство духовного единения человека и мира.

Учитывая выше приведенные позиции дадим определение экологической философии, но, чтобы дать определение экологической философии необходимо установить ее объект и предмет исследования. Объектом исследования здесь является система "человек-общество-природа". Предметом исследования являются экологические отношения между человеком, обществом и природой. Если посмотреть на предмет исследования самой философии, то ее предметом служит отношение между человеком и миром в целом (бытием). Если посмотреть на отношения человек - мир с экофилософской позиции, то мир берется не в полной совокупности всех его свойств, а только в той части, которая касается отношений человека с окружающей природой или социальной средой (как часть бытия). Природная среда может рассматриваться как географическая или космическая среда, как окружающая среда или среда обитания. Социальная среда может включать в себя отношения между людьми, т.е. человек-человек, человек-группа, человек-общество, человек-человечество. Экологическая философия· рассматривает· различные среды обитания по разным признакам, при этом выделенный объект может одновременно взаимодействовать с определенной совокупностью этих сред. Все зависит от масштаба и интенсивности взаимодействия человека или общества с какой-либо средой, включая космос. Сам человек и общество, меняясь, меняют и среду обитания, поэтому взаимодействие носят двухсторонний характер и имеют различную степень интенсивности.

Таким образом, экологическая философия предстает как учение о взаимоотношениях между человеком, обществом и природой рассмотренные с позиции философско-мировоззренческих, методологических и аксиологических знаний, с точки зрения соотнесенности объекта с окружающей его средой.