Духовная пища и Материальная пища

Что такое философия?


1. Введение.

Как правило, с такого вопроса начинаются многие учебники по философии. И для того, чтобы говорить о философии, необходимо рассмотреть некоторые ее моменты. Сложность этого вопроса заключается в том, что у каждого человека свое видение, свое отношение к миру и к себе. Через призму своего восприятия, своего жизненного опыта и знаний, человек смотрит на жизнь и делает свои выводы об окружающей его действительности. И нередко говорят, что у каждого своя философия, но нельзя все сводить к чисто субъективной оценке. Так или иначе, все философы стремились познать мир и человека, раскрыть причину разных явлений, иначе говоря, раскрыть тайну бытия. Именно стремление к познанию истины делает человека духовно свободным и развитой личностью, а это главное для него. В связи с этим можно согласиться с Сократом, который говорил, что знание есть благо, а невежество - зло.

Поиск истины многих философов привел к следующим выводам. Так, например, отвечая на вопрос: «Что такое философия?» Платон говорит: «философия – это забота о смерти», Цицерон: «философия – это наука о вещах божественных и человеческих и об их причинах», Фихте: «философия – это наука наук», Кант: «философия – это учение об отношении всего познания к необходимым целям человеческого разума».

Несмотря на разные ответы, философия остается одной из основных сфер человеческой деятельности. Духовное и материальное благосостояние, гармоничное сосуществование в природе и обществе зависит от уровня разума человека. Насколько он понимает цель и смысл своего существования, настолько от этого будет зависеть его жизнь.


2. Механизм получения знаний.

Мир и человека анализируют наука, религия, философия, эзотерика, где у каждой своя система категорий и своя система знаний, и как следствие свое представление о мире, т.е. мировоззрение. Но, чтобы говорить о каком-либо мировоззрении, необходимо определить, с чего начинаются наши знания? Можно сказать, что знания начинаются с предметно-чувственного восприятия. Учитывая, что человек имеет пять органов чувств, обладает речью и возможностью запоминать предметы, в нем формируется ассоциативное мышление или, по-другому говоря, абстрактное мышление. На схеме это представляется в виде семантического треугольника:

Для наглядности приведем пример. Так, если человек первый раз встречается с каким-либо предметом или явлением, он воспринимает его через органы чувств, потом с помощью языка (символов) дает ему название (имя) и фиксирует предмет в виде образа в памяти. Зафиксировав в памяти образ предмета, человек еще придает этому предмету свое особое значение или значимость (так, например, денежная купюра, в действительности, это раскрашенная бумажка). В дальнейшем, чтобы говорить о знании предмета, необходимо воспроизвести в мысли этот предмет, обозначенное слово (имя предмета) и назвать все существенные признаки этого предмета. И чем больше в памяти фиксируется слов (имен предметов), и стоящие за ним образы, а так же возможность ими оперировать, тем развитее считается сознание. Отсюда получается, что мир для человека, грубо говоря, - это все его слова, которыми он владеет, все предметы, стоящие за этими словами, и все значения, которые он им придает, т.е. своя система ценностей, по-другому некая своя субъективная позиция. Но, говоря о реальности нельзя ограничиваться только субъективной стороной. Существует так же и объективная реальность.

Необходимо оговорить, что под предметом или явлением понимается не только мир вещественный (материальный), но и мир невещественный (нематериальный или духовный). Например, существуют такие понятия как добро, ненависть, дружба, вражда, любовь и т.д., эти "предметы", не имея материальности, так же имеют свои существенные признаки и свою значимость для человека.

Все вышесказанное есть никак иначе, как механизм абстрагирования - отвлеченность от предмета. Благодаря абстракции, в человеке формируется свой собственный субъективный мир, некий слепок внешнего мира. Только вот· проблема, является ли внутренний мир точной копией внешнего мира. Может ли человек до конца раскрыть все законы природы, познать самого себя и найти смысл своей жизни. Вопрос остается открытым.

Человеческая речь непосредственно связана с логическим мышлением, так как за этим стоит способность образно мыслить. Поэтому, человек, обладая речью, уже обладает элементами логики. Логика или рациональное мышление, как неотъемлемая часть сознания человека, является инструментом, с помощью которого можно получить истину или установить для себя, что мир именно такой, а не другой. С помощью логического аппарата (рационального мышления) окружающая действительность, как бы, очерчивается, упорядочивается, каждому предмету, как бы, находится своя полочка (ячейка) со своим названием. Мир человека, в буквальном смысле, конструируется в его голове из элементов абстракции. Определенные логические конструкции строятся в науке, философии, религии (теологии), эзотерике, благодаря которым формируется своя система знаний и свое особое мировоззрение.

Необходимо сказать, что не всегда и не все поддается логике. Бывают такие моменты, когда знание приходит, как озарение, непонятно откуда. Считается, что это работает бессознательная (или подсознательная) сфера, по-другому иррациональное мышление. Так, например, идея теории относительности Эйнштейну пришла внезапно, вне логических рассуждений, и только потом он логически все обосновал, а периодическая таблица Менделееву пришла в голову во сне. И таких примеров много, не говоря о деятелях искусства: живописи, поэзии, лирики и т.д. Так или иначе, в философии остается проблема познания, разгадать которую приходится современным философам.


3. Сфера философского знания.

После того, как мы рассмотрели механизм приобретения знаний, теперь можно рассмотреть и сферу философского знания. В переводе с греческого слово "философия" означает "любовь к мудрости" (от philio - люблю; sophia - мудрость). Считается, что первым кто употребил и назвал себя философом, был Пифагор Самосский (VI в. до н.э.). Но для того, чтобы быть философом, недостаточно только любить мудрость. Необходимо иметь немало знаний о мире и о человеке, и иметь свою собственную философскую систему. Помимо самих знаний, философ должен, на мой взгляд, находить им практическое применение в повседневной жизни для достижения спокойствия и гармонии своей души.

Специфика философского знания заключается в том, что в философии есть своя система знаний и есть свой объект и предмет исследования. Упрощенно говоря, объектом исследования для философии является человек и окружающий его мир. Предметом исследования является система взаимоотношений человек - мир в целостном их проявлении. Если наука изучает мир и человека лишь с какой-то определенной одной стороны, например, с физической, биологической, химической, социальной, психологической и т.д., то философия подходит к объектам своего исследования целостно, через предельно широкие понятия - категории, такие как бытие, материя, сознание, пространство, время и т.д. Обобщенно говоря, философское мировоззрение строится на понятиях и категориях, которые выводятся рациональным мышлением, и с помощью которых описывается картина мира. И если даже философская картина мира иррациональна (не имеет никакой логики), то ее все равно необходимо рационально обосновать. Логика - это неотъемлемый компонент философского знания, т.к. необходим принцип доказательности своей теории.

Основными чертами философского мировоззрения являются логичность, рациональность, теоретичность, научность, рефлексивность, т.е. направленность мысли на саму себя (мысль о мысли). Если учесть, что особенностью философии является рациональность, теоретичность, критичность, понятийность (категориальность), то это роднит ее с наукой. Но философия не является наукой в чистом виде, т.к. наука изучает отдельные области и уровни действительности, выводя отдельные законы физики, химии, биологии и т.д. А философия пытается понять мир в целом и выявить общие универсальные свойства и законы мира.

Помимо исследования и изучения мира через призму рационального познания, в человеке есть и другая сторона - это эмоционально-ценностное отношение к миру. С этой стороны человек переживает и оценивает свою жизнь и пытается ответить на другие вопросы: ради чего живет человек, в чем смысл жизни, почему существует мир и т.д., наука на эти вопросы не отвечает. Философские истины мало понять разумом, их надо пережить сердцем. Такая сторона в философии может роднить ее с религией, эзотерикой и искусством. Поэтому, специфичность философии в том, что она объединяет разнокачественные знания, это научно-теоретический и духовно-практический ценностный опыт.

Для наглядности проведем общие и отличительные свойства между философией, наукой, религией и эзотерикой. Общее что их всех объединяет - это объект исследования: человек и мир. Все они претендуют на истинное абсолютное знание. А вот подходы в достижении истины у них разные. Так, например, для науки истинное и главное - это нахождение объективных законов природы, определяемых теорией и подтверждаемые экспериментально на практике. Для религии, истина - это вера в сверхъестественные силы и следование догматам веры. Для эзотерики истина доступна только избранным, тем, кто занимается духовной практикой, а так же тем, кто посвящен в таинство бытия. Для философии истина не принимается на веру, а доказывается теоретически, с учетом иррациональных аспектов бытия, поэтому философия может включать в себя все вышеперечисленные формы мировоззрения. Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что философия - это рационально-теоретическая и ценностно-практическая форма мировоззрения.


4. Проблемы и разделы философского знания.

Учитывая систему взаимоотношений человек-мир, в философии определяется следующая область проблем:
1. Проблема происхождения сущности и существования мира, взаимосвязь бытия и небытия.
2. Проблема выявления общих и универсальных законов бытия.
3. Проблема границ и методов познания действительности.
4. Проблема происхождения человека, его сущность и смысл существования.
5. Проблема сознательного и бессознательного, соотношение материальных и духовных явлений.
6. Проблема сущности общества и закономерностей его развития.
7. Проблема ценностных отношений между человеком, обществом и природой.

На основе предмета философии строится структура философского знания.


1. Онтология (от греч. ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытии вообще.
2. Гносеология (от греч. gnosis - познание, logos - учение) - учение о познании действительности.
3. Логика (от греч. logos (в другой интерпретации) - логос, мысль) - философское учение о формах и законах человеческого мышления, направленных на получение истинных выводных знаний.
4. Философская антропология (от греч. anthropos - человек, logos - учение) - учение о происхождении человека, его сущности и смысле существования.
5. Социальная философия (от лат. societas - общество) - учение о человеческом обществе в целом.
6. Аксиология (от греч. axia - ценность) - учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества.
7. Этика (от греч. ethos - нрав, привычка) - учение о нравственности.
8. Эстетика (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - учение о прекрасном.
9. Методология (от греч. methodos - путь к чему-либо, logos - учение) - учение о методах познания и преобразования окружающей действительности.
10. Экологическая философия (то греч. oikos - дом, жилище, местопребывание) - учение о взаимоотношении природы и общества, человека и космоса.



Все предложения или замечания можно будет написать мне на электронный ящик azat.sabirzyanov@yandex.ru