Духовная пища и Материальная пища

Содержание курса.

Тема 1. Предмет дисциплины «Философские проблемы науки и техники»
1. Наука и техника как предмет исследования. Науковедение, психология науки, социология науки, экономика науки.
2. Специфика философского подхода к исследованию науки и техники. Рефлексивный характер философских обобщений.
3. Предмет и задачи дисциплины «Философские проблемы науки и техники».

Тема 2. Сущностные характеристики науки и техники.
1. Понятие науки, техники и технологий. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
2. Техника как овеществленная идея, как артефакт, как метод преобразования действительности, как среда. Научно-познавательная и практически преобразующая деятельность ученого и инженера.
3. Классификация наук, место технических наук в общей системе научного знания. Фундаментальные и прикладные науки. Тенденция гуманитаризации научного и технического знания.

Тема 3. Исторические формы связи науки и техники.
1. Зарождение техники и зарождение науки. Технические изобретения как один из факторов становления экспериментальной науки. Техника эксперимента.
2. Технические науки как прикладное естествознание. Автономное развитие технических наук, их связь с проектированием, конструированием, созданием образцов новой техники, описанием функционирования техники.
3. Роль науки в инженерной деятельности. Потребности развития техники как основание развития науки.

Тема 4. НТР, НТП и порожденные ими проблемы. Этика ученого и этика инженера.
1. Различие традиционной и техногенной цивилизаций, их мировоззренческих установок. Логика научно-технического развития и непредсказуемость его технических и нетехнических последствий.
2. Социальное измерение научного и технического прогресса. Сциентизм и антисциентизм. Проблема технофобии.
3. Антропологическая несоразмерность техногенной цивилизации. Социальные последствия информатизации. Угроза экологической катастрофы.
4. Социальные ценности как основание выбора стратегий развития науки и техники. Концепция устойчивого развития.
5. Свобода и ответственность в инженерной деятельности, теоретических и прикладных исследованиях.

Тема 5. Особенности научного и технического знания.
1. Научное и ненаучное знание. Критерии научности знания.
2. Особенности и виды технического знания. Практическое и теоретическое знание.
3. Явное и неявное знание в науке и технике. Концепция личностного знания М.Полани.
4. Парадигма научного и инженерного мышления. Стиль научного мышления и изменение его стандартов. Инженерный стиль мышления.

Тема 6. Проблема истинности знания в научном и техническом познании.
1. Понятие истины и ее природы. Онтологический, логико-семантический, гносеологический, экзистенциальный подходы к проблеме истины.
2. Принципы верификации и фальсификации. Относительность и абсолютность истины. Догматизм и релятивизм. Объективность содержания истинного знания и субъективность его формы.
3. Критерии истины. Инженерная практика как критерий истины. Истина и польза.

Тема 7. Процесс формирования научного и технического знания.
1. Типология научных проблем. Проблема, вопрос, задача. Проблемная ситуация.
2. Специфика постановки и решения проблем в технической науке, в проектировании, конструировании, изобретательстве.
3. Выдвижение, построение и проверка научных гипотез. Способы обоснования и опровержения гипотез. Гносеологический статус моделирования.
4. Техническая теория и инженерная практика. Техническая теория и проектная деятельность.

Тема 8. Логические стандарты научного познания и технической деятельности.
1. Законы формальной логики. Понятие, логические операции с понятиями.
2. Виды суждений. Модальные суждения. Логические требования к постановке вопросов.
3. Дедуктивные и индуктивные умозаключения в науке.
4. Основы теории аргументации.
5. Диалог, его структура. Спор его виды. Дискуссия, правила организации и проведения.
Логика здравого смысла в науке.
6. Методологическая роль диалектической логики. Законы и категории диалектики. Характеристика системного мышления

Тема 9. Концепции развития науки и техники
1. Движущие факторы развития научного знания. Интернализм и экстернализм. Механизм развития научного знания. Куммулятивизм и антикумулятивизм.
2. Концепции роста и развития наук Поппера, Куна, Локатоса, П. Фейерабенда.
3. Эволюционная модель развития науки и техники С. Тулмина. Эволюция техники как создание проектов, практических методов, технологий, инструкций.
4. Проблема инноваций в науке и технике. Социально-экономические факторы внедрения инноваций.

Тема 10. Образ человека в научной и технической рациональности.
1. Человек как субъект познавательной и преобразующей деятельности. Место исследователя в классической науке. Субъект и объект исследования в неклассическом понимании.
2. Роль личности в развитии науки и техники. Творческий потенциал ученого и инженера. Развитие творческих способностей – основания, приемы, методы.

Вопросы к зачету/экзамену

Контрольные задания для заочников

Темы для докладов