Духовная пища и Материальная пища

Ситуационная картина мира

1. Мир как система систем.

В свое время ученый Фон Берталанфи произнес: «Мир есть система систем». И он был прав, если посмотреть на мир как на совокупность «сконструированных» материальных объектов, где каждый материальный объект, от микро до макро уровня, есть совокупность взаимосвязанных внутри себя элементов, а иначе – это и есть система или конструкция материальной действительности, сформированная в пространстве и во времени. В противном случае при отсутствии конструктивного фактора (или фактора целостности) в объекте, отсутствовал бы сам объект, и тогда можно было бы говорить о небытии этого объекта в материальном мире. Поэтому, если мир существует, то он, по природе своей, должен включать в себя процессы, ведущие к ее сохранению, т.е. целостности. Следовательно, человек, наблюдая за окружающей действительностью, может видеть события, которые имеют закономерный, устойчивый, повторяющийся, взаимосвязанный характер. Где каждый элемент системы функционирует в соответствии с целостностью данной системы, его работоспособностью, конструктивностью, позволяющей сохранить его как целое. С методологической точки зрения такой характер событий понимается как системный подход.

Но следует отметить, что мир имеет не только конструктивную особенность, но и деструктивную. Мы видим, что в мире протекают процессы, которые разрушают системы, дестабилизируют их, выводятся из равновесия, давно устоявшиеся и отлаженные механизмы системы. Имеются события, при которых одна система поглощает (уничтожает) другую. Особенно это заметно в общественных отношениях, где события могут иметь неожиданный, непредсказуемый, бессвязный, неопределенный и т.п. характер. В связи с этим становится актуальным ситуационный подход, который включает в себя особенности не только системы, но и системы ситуаций.

2. Мир как система ситуаций.

Совершенно иной взгляд на мир предлагает Н.М.Солодухо, который утверждает, что «Мир есть система ситуаций». И с ним также можно согласиться, если учесть, что ситуационный подход включает в себя не только системные объекты и события, но также и бессистемные явления.

Если оценивать мир с позиции ситуационного подхода, то он имеет ту же структуру, что и в системном подходе, но в этой структуре элементы представляются взаимосвязанными между собой, как с помощью определенной устойчивой связи, так и нечеткой, неустойчивой связи, а иногда видимая связь отсутствует, при этом мир сохраняется как целостная Мегасистема. Встает вопрос: если связь отсутствует, то откуда возникает целостность? С позиции системного подхода связь не видна, но с позиции ситуационного подхода связь всегда обнаруживается. Именно время является тем, что связывает элементы системы Мегамира, оно связывает мир в ситуационную целостность. При этом «попутчиком» времени выступают пространство и материя.

Чтобы основательнее разобраться в проблематике ситуационного подхода, необходима отправная точка, с которой мы начнем наш анализ, а затем перечислим основные особенности ситуационного подхода. Отправной точкой будет этимологическое происхождение слова «ситуация». Так, ситуация (с лат. situatio — положение) – это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку и положение [1,с.1441]. В определенной обстановке и положении в данный момент времени находятся все элементы Мегасистемы, включая человека, общество, природную среду, планеты, звездные системы, галактики, т.е. микро-, мезо- и макро-структуры. При этом, в положении, в котором оказываются элементы – объекты Мегасистемы, каждый имеет свою «судьбу». Эта «судьба» складывается из различных факторов, как внешних, так и внутренних, создавая тем самым для элемента – объекта Мегасистемы различные и разнообразные условия и обстоятельства. Эти условия и обстоятельства в своей совокупности и образуют определенную обстановку и положение для элемента – объекта, тем самым определяя ситуацию. Но ситуация в традиционном смысле понимается как смена привычного повседневного состояния и положения на непривычное, неожиданное, внештатное положение, ведущее к деструкции или разрушению устоявшихся позиций, хотя это, лишь на первый взгляд, поскольку под понятием определенная может подразумеваться противоречивая и непротиворечивая, разумная и неразумная, хаотичная и нехаотичная, случайная и неслучайная и т.п. обстановка и положение. Следовательно, ситуация может включать в себя разнополярные фрагменты бытия.

Развивая мысль о фрагментарности бытия можно сказать, что объекты материального мира получают свою актуализацию в пространстве и во времени. До этого момента они имеют потенциальную действительность, ожидающую свою актуализацию. Из океана небытия возникают объекты (системы) и события, которые существуют некоторое время и исчезают также в небытии навечно. Каждый фрагмент бытия определяется доминирующим фактором (или факторами) конкретного события. И именно этот фактор (факторы) играет ключевую роль в создании новой ситуации. Этот фактор может быть долгосрочным, т.е. играть ключевую роль в нескольких фрагментах бытия или краткосрочным, играть только в одном фрагменте бытия. В связи с этим, есть основания утверждать, что пространство, время и материя как бы кристаллизуют ситуацию. Иначе говоря, ситуация – это скачок из потенциальной действительности в актуальную действительность.

Продолжая мысль, приведем главные и существенные черты, определяющие ситуацию. Можно сказать, что ситуация: а) это фрагмент бытия, где происходит смена положений , т.е. совокупность условий и обстоятельств, меняющих другие условия и обстоятельства; б) где появляется возможность анализировать, и как следствие предугадывать, предвидеть, контролировать какую-либо часть бытия; в) но главной особенностью ситуации можно считать то, что: 1) где происходит какое-либо событие, 2) когда оно происходит, и 3) с кем (или с чем) происходит что-либо, т.е. на пересечении трех условий бытия возникает точка, миг, квант, момент – это есть один элемент пространственно-временной системы или одно звено цепи системы, которое можно назвать ситуативным . Каждый момент или звено бытия складывается в цепь системы, которая имеет название – ситуационность, т.е. предусматривается длительность, череда со-бытий. Если посмотреть на объект как на определенное качество (систему), то процесс формирования этого качества может иметь различные уровни или иерархии ситуационности, состоящие из совокупности ситуативностей. Совокупность элементов, подсистем и систем образуют ситуационную систему, а в максимальном расширении – Мегасистему. Как верно отмечает Н.С.Рыбаков «ситуация есть непосредственная ткань, субстанциирующая структурность и динамизм бытия, и отвечающая за его многослойность и многоуровневость» [2, с.31].

Еще одной, не менее важной, особенностью ситуации является то, что ситуация обладает «генетической» преемственностью, «наследственностью» бытия, так как определенная обстановка и положение, составляющие как один миг (ситуативность), возникают благодаря существованию предыдущего мига, а он, в свою очередь, благодаря предшествующему ему и т.д., т.е. возникает временная генетическая детерминация. Мы все существуем и находимся в определенной обстановке и положении благодаря тому, что до этого была череда предыдущих событий разной сложности, разной направленности, и разной интенсивности многообразных факторов.

Другой важной особенностью ситуации является положение и состояние объекта ситуации. Под положением объекта (объектов) понимается то, что существует во внешнем мире (объективная реальность), а под состоянием объекта (объектов) понимается его внутреннее свойство. Если объектом является человек, то под состоянием понимается его психика, сознание, чувства, эмоции и т.д. а под его положением понимается среда, которая его окружает.

Итак, обобщая сказанное, можно дать определение понятию «ситуация». Под ситуацией понимается такое событие, которое возникает в результате внешних или внутренних факторов самой системы, характеризуемое как сложившиеся условия и обстоятельства, ведущие к смене одного положения и состояния фрагмента бытия на другое.

Для лучшего понимания ситуации необходимо, на мой взгляд, сопоставить системность и ситуационность и выявить их отличительные особенности. Если для системного подхода характерно понимание определенно детерминированной и структурированной системы, в которой каждый элемент функционирует в соответствии с целостностью данной системы, его работоспособности, то в противовес системному подходу был проанализирован ситуационный подход, который характеризуется прежде всего учетом своей единичности, непредсказуемости и неопределенности, в которой каждый элемент действует в зависимости от конкретных обстоятельств неструктурированной системы или структурированной, но в ситуационной системе. Получается, что понятие ситуация шире, чем понятие система, - говорит В.П.Павлов, - потому, что ситуация не предполагает обязательного наличия системы, в то время как система подразумевает наличие ситуации. Система имеет один центр, а ситуация полицентрична или вообще исключает центр [3, с.122]. А Н.М.Солодухо подмечает, что «системный подход в познании образно можно сравнить с рельсами, определяющими путь, по которому надо пройти, а ситуационный подход соотносим с каждым конкретным шагом на этом пути, который сопровождается непрерывной чередой ожидаемых и непредвиденных обстоятельств» [4, с.11] бытия.

3. Человек в системе ситуаций и систем.

Как было сказано выше, ситуация это скачок из потенциальной действительности в актуальную действительность . Для человека, на мой взгляд, главное это то, чтобы актуализация приобретала благоприятный для него характер, чтобы он мог контролировать, предвидеть, предугадывать предстоящие события. Для этого ему необходимо разобраться в мире ситуаций и систем. В каком случае человек выступает как причиной системных факторов, а в каком как причиной факторов ситуаций.

Человек, как часть Мегасистемы, находится в сфере ситуационных уровней: локальных, глобальных или космических ситуаций. На каждом уровне на человека воздействуют свои факторы, формирующие его ситуационное поле. В рамках локальных ситуаций человек анализируется с позиции трех составляющих: 1) биологической, 2) социальной, и 3) духовной. С биологической позиции человек выступает как объект системы. С социальной позиции человек может выступать как объектом системы, так и объектом ситуации. С духовной позиции человек выступает только как ситуационный объект*. Можно также рассмотреть человека с рациональной и эмоциональной позиции. С рациональной стороны он выступает как объект системы, а с эмоциональной как объект ситуаций, так как по природе своей разум это сфера логического, т.е. системного мышления, а эмоции это сфера психики человека, т.е. спонтанных неожиданных действий в ответ на реакцию внешней среды.

Если посмотреть на человека с позиции его индивидуальности, то он выступает неповторимой особенностью, о чем говорили постмодернисты, он является некой индивидуальной моделью, ситуационно сформированной в природной и социальной среде. Такая неповторимая индивидуальная особенность в человеке формируется в результате ситуационных пересечений внутренних и внешних факторов. За внутренний фактор можно принять то качество человека, которое ему «досталось по наследству», т.е. генетически переданное свойство. За внешний фактор можно взять окружающую среду, в которой человек оказался или может оказаться. На некотором отрезке времени пересечение внутренних и внешних факторов для человека образует некое свойственное только ему «ситуационное поле» или определенный «пласт бытия». Такое «ситуационное поле» бытия может содержать в себе некие «ситуационные ниши». Учитывая, что каждый отдельный человек обладает свойствами, такими как: 1) сознание или мышление, 2) желание и воля, в результате которых совершаются 3) действия или поступки, то каждый человек, соприкасаясь с внешним миром, «находит» свою личную «ситуационную нишу». Сами ситуации дифференцируются до конкретного случая связанного с конкретным человеком, при этом каждый новый день приносит новые ситуации, в совокупности которых и выстраивается «судьба» человека.

Анализируя ситуационность бытия человека, хотелось бы отметить, на мой взгляд, главную для него задачу – это достижение гармонии его с окружающим миром. Такая проблема ставится в рамках экологической философии**. Рассмотрим некоторые аспекты экологической проблематики через призму ситуационного подхода.

Так, анализируя взаимоотношения человека с его окружающей средой, которая может быть природной и социальной выявляется следующая картина. Каждый индивид в зависимости от внутренних качеств и внешних условий занимает свою позицию в социальной системе или в жизненной среде, которую можно назвать «ситуационной нишей», при этом индивид может идентифицировать или неидентифицировать себя со средой. В случае идентификации возникают положительные экологические отношения между субъектами.

Понятие «ситуационная ниша» коррелирует с понятием ситуационная роль, т.к. и то и другое понятие соответствуют относительно стабильному или устойчивому локальному состоянию в структуре социальных отношений.

Максимальную результативность в ролевой или функциональной деятельности субъектов следует ожидать в случае соответствия внутренних психических ситуаций субъекта с внешними ролевыми ситуациями (идентификация со средой). Такое обстоятельство и будет означать удачное или успешное занятие данным субъектом или субъектами соответствующей социальной «ситуационной ниши» (если нашел свою «ситуационную нишу», то повезло для субъекта и общества). Удачная «ситуационная ниша» важна для системы с позиции ее экологичности. Чем больше в системе удачных «ситуационных ниш», тем экологичнее система будет функционировать.

Система ситуаций, рассмотренная в статике, определяется как «ситуационная ниша», а в динамике, как «ситуационное ожидание». Под «ожиданием» понимаются ситуации, которые могут произойти в зависимости от типа личности индивида, т.е. в рамках его психики – внутренней ситуации (вкусы, привычки, наклонности, ценности и т.д.), а так же окружающей среды – внешней ситуации, в которой личность находится, иначе говоря, в социальной ситуации. На пересечении внутренних и внешних ситуаций происходит новая ситуация. В случае, когда внешняя ситуация устойчива, стандартна, соответствует общей приемлемой социальной схеме, – и это соответствует внутренней ситуации субъекта, то новая ситуация, коррелируясь через социальную роль, ожидается стабильной, устойчивой, определенной. В этом случае гармоничное сочетание внутренних и внешних ситуаций, определяемое как новая ситуация, будет экологически важной для системы, т.е. будет считаться положительным ожиданием.

В случае, когда внешняя ситуация неустойчива, нестандартна, экстремальна, внештатна, то новая ситуация, в зависимости от типа личности (внутренней ситуации), ожидается непредсказуемой, неопределенной, неожиданной и т.д. В этом случае новая ситуация будет зависеть от типа личности, который участвует в этой ситуации. Новая ситуация может привести к дисфункции системы (отрицательным ожиданиям) или новой экологической функциональности (положительным ожиданиям). В таких ситуациях можно говорить, что ситуация спасена или ситуация взята под контроль и т.д.

Новая ситуация, созданная на пересечении внутренних и внешних ситуаций, имеет широкий спектр ожиданий, которые зависят от многих факторов. Так, если человек или общество, ситуационно сформированные из различных факторов (биологических, социальных, духовных, психологических, личностных и др.), попадают в какую-либо среду (или можно сказать в ситуационное поле бытия), то в нем активизируется какое-то одно или группа его качеств, впоследствии становящихся определяющими в системе ситуаций, т.е. в разных ситуациях разные факторы являются доминирующими, и в дальнейшем они создают различные ситуации. Получается, что человек, созданный из цепи ситуаций, продолжает создавать новые цепи ситуаций. Следовательно, человеческое бытие состоит из ситуационной системы, а социальный мир – это система ситуаций или ситуационная система.

Для гармоничного сочетания всех частей этой системы применяется ситуационный подход, который позволяет выявить экологические отношения между личностями социальной системы. Для этого рассматриваются три вида ситуаций:
1) Внутренние ситуации субъекта, состоящие из совокупности факторов сознания и подсознания, образующие состояние психики человека.
2) Внешние ситуации субъекта, складывающиеся из совокупности внешних природных, социальных и социо-природных факторов, – это та обстановка, в которой оказывается субъект.
3) Общие субъектно-объектные ситуации, возникающие в результате взаимодействия внутренних и внешних ситуаций субъекта.

Рассматривая общие субъектно-объектные ситуации, выявляется следующее. Ситуационная система включает в себя временные фрагменты: ситуационные ниши и ситуационные ожидания. Для экологической философии важны «ситуационные ниши», которые определяют экологичность системы, а также «ситуационные ожидания», которые будут определять экологичность системы. В этом случае учитываются настоящие и будущие экологические ситуации в социальной системе. В связи с этим можно говорить, что экологическая социальная система должна включать в себя «экологические ситуационные ниши» и «экологические ситуационные ожидания», в этом случае ситуационность социальной системы будет полностью соответствовать экологическим принципам.

Для того чтобы человек нашел свою экологически благоприятную ситуационную нишу, необходимо учесть следующее. Внутренним фактором, определяющим попадание человека в свое определенное «ситуационное поле» бытия, является его сознание. Именно, благодаря сознанию, в человеке актуализируются определенные действия. И актуализируется его материальная действительность. Но под сознанием я понимаю не только логическую функцию человека, а нечто еще большее – это его внутренний мир, некое целостное сочетание качеств человека, таких как его осознание, характер, воля, мудрость, совесть, система ценностей, творческие способности и т.д. И получается, что сознание человека является фактором, соединяющим его с внешним миром, и человек как бы «притягивает» или «отталкивает» определенные ситуации. Сознание как бы формирует определенный пласт бытия человека, в котором имеется определенный спектр ситуаций. Мы часто становимся свидетелями различных ситуаций с определенными людьми и иногда говорим: «С тобой вечно что-нибудь происходит. Ты все время попадаешь в какие-то нелепые ситуации». Можно сказать, что это происходит случайно, но случайно лишь на первый взгляд, т.к. в данном случае, этот человек находится в спектре своих нелепых ситуаций. Установить нужный спектр ситуаций поможет степень осознанности бытия человека, которая выступает особым резонатором частот ситуативной системы. Резонируя на определенной частоте, человек формирует свой ситуационный пласт бытия и свою «ситуационную нишу». Высокая степень осознания окружающей действительности достигается за счет знаний человека о себе самом и о мире в целом, при этом здесь имеется в виду качественная сторона этих знаний, а не количественная. Человек может быть эрудированным (много знать), но при этом быть абсолютно несчастным. Здесь хочется привести слова Гераклита: «Многознание не всегда обучает многоумию».

Говоря о планировании человеком своих собственных ситуаций можно привести, ставшее уже банальным, восточное выражение: «Если хочешь изменить мир, то изменись сам». Такое утверждение весьма состоятельно в ситуационном подходе, т.к. внутреннее измененное восприятие мира поможет настроить человека на определенную частоту его ситуационных колебаний и быть в спектре определенных ситуаций.

Для экологической тематики, на мой взгляд, также важен жизненный потенциал человека или степень его воли, т.е. насколько он «силен» идти по жизни, сохраняя свою жизнестойкость. Насколько в нем развито стремление быть хозяином своей судьбы. Эта особенность является основным фактором в создании именно его спектра ситуаций в его ситуационном поле бытия. Человек с низким жизненным потенциалом становится вовлеченным в сферу чуждых ему неблагоприятных ситуаций. Поэтому главным, что является для человека – это накопление жизненной энергии, которая формируется в здоровом образе жизни, светлых помыслах и позитивном настрое. Человек с высоким жизненным потенциалом всегда открыт миру, он бодро шагает по жизни, встречая на своем пути только благоприятные экологически чистые жизненные ситуации.


* Более подробно ситуационные уровни бытия рассматриваются в моей научной статье: Сабирзянов А.М. Локальный, глобальный и космический ситуационные уровни бытия. / А.М.Сабирзянов // Ситуационные исследования: Выпуск 2. Типология ситуаций. По материалам всероссийского семинара. / Под общ. ред. проф. Н.М.Солодухо. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2006. – С.18-27. А также в моей диссертации: «Проблема социальных и личностных ситуаций в экологической философии». Научный руководитель Н.М.Солодухо.

** Более подробно проблема экологической философии и ситуационные исследования были рассмотрены в рамках моей научной диссертации: «Проблема социальных и личностных ситуаций в экологической философии». Научный руководитель Н.М.Солодухо.


Литература

1. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. - / Гл. ред.: А.М.Прохоров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. Кн. 2: Н-Я. – 2015с.
2. Рыбаков Н.С. Факт и ситуация. / Н.С.Рыбаков // Ситуационные исследования. Выпуск I: Ситуационный подход. По материалам всероссийского семинара. / Под общ. ред. проф. Н.М.Солодухо. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2005. – С.28-33.
3. Павлов В.П. Ситуационный подход и перспективы его использования в менеджменте. / В.П.Павлов // Ситуационные исследования. Выпуск I: Ситуационный подход. По материалам всероссийского семинара. / Под общ. ред. проф. Н.М.Солодухо. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2005. – С.120-124.
4. Солодухо Н.М. Характеристика ситуации и сущность ситуационного подхода как средства познания / Н.М.Солодухо // Ситуационные исследования. Выпуск I: Ситуационный подход. По материалам всероссийского семинара. / Под общ. ред. проф. Н.М.Солодухо. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2005. – С.6-15.